Исследование инновационной деятельности российских бизнесменов

20, 05, 2021

Методология исследования

За основу данного исследования был взят рейтинг 200 самых богатых бизнесменов российского происхождения по версии Forbes. Далее, по каждому из бизнесменов был составлен запрос в базе данных патентной информации PatentSight, позволяющей найти патенты, авторами которых являются данные бизнесмены. В случае совпадения фамилии, имени и отчества патентообладателя с человеком из списка, оценивалась вероятность того, что именно он является фигурантом списка Forbes по нескольким критериям: возраст, образование, сфера текущей деятельности. В результате данного исследования было найдено несколько совпадений, наиболее интересные из которых были отобраны для анализа, приведенного ниже.

Общая информация

Исследование подготовлено эксклюзивно для журнала Forbes. Инструменты LexisNexis PatentSight позволили нам не только вывить наиболее активных в плане патентования бизнесменов, но и оценить то, насколько их изобретения являются ценными для отрасли, а также насколько широкое международное применение они имеют. Как и следовало ожидать, наибольшее количество и качество патентов имеется у бизнесменов из области информационных технологий. Неожиданностью стал тот факт, что следующими за IT-отраслями стали горно-металлургическая и нефтехимическая промышленность.

На графике ниже представлен рост количества патентов бизнесменов по годам. Лидером как по количеству, так и по динамике патентов является американский бизнесмен российского происхождения Влад Вендров, глава компании RingCentral, поставщика облачных коммуникационных решений. На втором месте находится Анатолий Скуров, количество патентов которого постоянно растёт, начиная с 2017 года и в основном связано с деятельностью Копейского машиностроительного завода. Третьим по количеству патентов является Дмитрий Конов, председатель правления ПАО «Сибур», который, однако, в последнее время снизил свою инновационную активность.

LexisNexis

Далее, мы оценили динамику патентной активности на основании средней силы патента в патентном портфеле каждого бизнесмена. Данная оценка была сделана на основании метрики Competitive Impact™️ базы данных PatentSight.

LexisNexis

Здесь в лидерах мы также видим Влада Вендрова со сниженной динамикой в последние годы, на втором месте находится Дмитрий Конов, а остальные бизнесмены обладают патентами с незначительной средней силой. Давайте разберёмся почему.

На данном графике мы рассматриваем патентные портфели компаний, исходя из технологической релевантности (Technology Relevance™️) и покрытия рынков (Market Coverage™️). Именно эти параметры и определяют силу патента. Как мы видим, Влад Вендров и Анатолий Скуров обладают схожими по технологической релевантности патентами. Это значит, что они примерно равноценны в каждой из своих областей. Однако изобретения Влада Вендрова защищены в большем количестве юрисдикций, и что ещё более ценно, они защищены на высококонкурентных рынках, таких как рынок США и ЕС. Это и делает его патенты более ценными.

На следующем графике приведён срез на 2021 год. Здесь мы видим, что Владимир Лисин (НЛМК) обладает патентами с большей технологической релевантностью, чем патенты Дмитрия Конова. Почему же в 2016 году Дмитрий обладал патентами с большей средней силой, чем патенты Владимира? Дело в том, что в 2015 году Дмитрием Коновым и Владимиром Шулятниковым была подана международная заявка на патент на «Устройство и способ защиты приборов измерения давления и/или расхода влажных газов». Данная заявка позволяла распространить действие этого действительно важного изобретения на множество стран, однако данный потенциал так и не был реализован, и был получен только российский патент.

LexisNexis

И наконец, на последнем графике мы рассмотрим сколько различные бизнесмены тратят на поддержание своего патентного портфеля, а также оценим их будущие расходы. Обращаем ваше внимание, что шкала является логарифмической, и если Влад Вендров тратит более $100 тыс. в год, то Владимир Лисин чуть более 1000, а Андрей Ткаченко чуть более 100. Длительность трат оценивалась на основании того, что срок жизни патента составляет 20 лет, и патентообладатели с самым молодым портфелем будут потенциально дольше его поддерживать.

LexisNexis

Подводя итоги, можно сказать, что многие российские бизнесмены активно участвуют в реализации инновационной стратегии развития своих компаний, однако ориентированность на местные рынки часто не позволяет им полностью раскрыть потенциал изобретений и реализовать международную экспансию своих компаний.